Юрий Зорин выступил в рубрике «Экспертное мнение» журнала «Коммерсантъ»
Правительство в 2013 году дало понять бизнесу и населению, что вопрос о газификации автомобилей и коммерческой техники актуален в сегодняшних реалиях экономической жизни страны и выглядит как один из эффективных способов не только выхода из кризиса, но и стимулирования большинства отраслей. Ввиду этого ГАЗПРОМ анонсировал и утвердил инвест-программу "Газпром газомоторное топливо" на 2013-2014 годы в объеме почти 14-ти млрд. рублей. Об этом заявил председатель совета директоров "Газпрома" Виктор Зубков. Инвестиции будут направлены, прежде всего, на автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, а также пункты переоборудования и технического обслуживания автотранспорта. В свою очередь, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, которое включит в список минимально необходимых услуг на российских АЗС, заправку автомобилей газовым топливом. Данное постановление будет соответствовать позиции российского правительства о распространении этого вида топлива. Так как газ более экологичен, чем бензин, это решения поспособствует увеличению использования его в качестве горючего, что хорошо скажется на экологической обстановке около дорог. Министр энергетики выступил с инициативой и предложил отменить транспортный налог для автомобилей, ездящих на газе. Минэнерго планирует значительно увеличить количество автомобилей с газобаллонным оборудованием (ГБО), а также число газозаправок.
Мы считаем, что, чтобы побыстрее внедрять это горючее в массовый сегмент и сделать транспорт, работающий на нем, экономически привлекательным, нужно решить целый комплекс вопросов. Во-первых, следует ускорить подготовку нормативно-правовой базы, которая на данный момент отсутствует в РФ. Во-вторых, повысить интерес покупателей к газобаллонным авто — разъяснить преимущества, и льготами мотивировать граждан и госструктуры к их приобретению. Мы полагаем, что первоначально именно отечественный автопром должен стать флагманом и примером в этом вопросе, должен быть готов предложить современную технику простому потребителю. Не должно быть и сложностей с заправкой и ремонтом автомобилей. Соответственно, нужно расширить сеть газовых заправок и спецпунктов техобслуживания. А компаниям, которые работают на этом рынке, нужно оказывать всестороннюю поддержку и снимать административные барьеры. Особое внимание, которые мы хотим подчеркнуть, стоит уделить безопасности данной техники. Ведь в памяти еще свежи воспоминания о трагедии, связанной с пассажирским автобусом на ГБО. В связи с этим нужно внедрять самое современное оборудование и самые жесткие стандарты обеспечения безопасности, в том числе регулярное и качественное техобслуживание. Чтобы добиться всего вышесказанного, необходимо преодолеть сдерживающие факторы: отсутствие достаточной инфраструктуры заправок, сервисных центров и общественное мнение. В мире 17 миллионов автомобилей на газе, в России лишь 86 тысяч. В первой пятерке развивающиеся страны, где таких машин 50 процентов. Это Пакистан, Иран, Аргентина, Бразилия и Индия. Они используют газ в качестве замещения дорогого топлива. Мы также предлагаем возобновить программу утилизации старых авто, только менять их на газомоторные. И последнее, что мы хотели бы отменить - это необходимость в синхронизации программы поставщиков топлива и техники с возможностями потребителей.